ИОСИФ
Том XXV , С. 555-559
опубликовано: 16 апреля 2014г.

ИОСИФ

Содержание

(Литовкин Иван Ефимович; 2.11.1837, слобода Городище Старобельского у. Харьковской губ.- 9.05.1911, Оптина пуст.), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. Из крестьян, сын сельского головы. Родителей И. уважали за милосердие и странноприимство. В семье было 6 детей, Ивана назвали в честь свт. Иоанна Милостивого. Отец (умер, когда Ивану было 4 года) любил принимать в доме сборщиков-монахов и каждому из них делал пожертвования. С малых лет детей водили в церковь, Иван пел на клиросе. Он рос болезненным ребенком, был близорук и плохо слышал на одно ухо. После того как в возрасте 8 лет Иван сподобился видения Божией Матери в облаках, он изменился, стал тихим, задумчивым, не играл с детьми.

Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА)Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА)

В 1848 г., когда от холеры скончалась мать, Иван пошел работать, прислуживал у кабачника, в бакалейной лавке, нанимался в поденные рабочие. В Таганроге купец Рафаилов, видя благочестие и честность молодого человека, к-рый у него работал, решил выдать за него дочь, что обеспечило бы дальнейшую жизнь юноши. Сестра Ивана Александра поступила в Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь, мн. насельниц к-рого окормляли оптинские старцы, приняла постриг с именем Леонида. Она посоветовала брату поступить в Иоанна Предтечи скит при Оптиной пуст. Во время посещения Оптиной пуст. мон. Леонида рассказала прп. Макарию (Иванову) о брате. Старец ответил: «Не скорби, он будет монахом». Литовкин отпросился у хозяина на богомолье в Киев, по пути посетил Борисовский Тихвинский монастырь. Старица обители, схим. Алипия, ученица оптинских преподобных Льва (Леонида) (Наголкина) и Макария, посоветовала ему: «Оставь свой Киев и иди в Оптину к старцам». Иван приехал в Оптину пуст. вместе с монахинями белёвского Крестовоздвиженского монастыря, к-рые представили его прп. Амвросию (Гренкову).

По благословению старца Амвросия 1 марта 1861 г. Литовкин остался в Оптиной пуст. Вначале проходил послушание помощника повара на кухне, вскоре был определен келейником к старцу Амвросию и исполнял это послушание в течение 30 лет. По воспоминаниям современников, И. был «поистине «чадо любимое» старца Амвросия, на которое он взирал с надеждою, о котором радовался, видя его преуспеяние духовное, и к-рого всячески охранял и ограждал своей отеческой рукой от всяких тлетворных ветров самомнения, тщеславия и гордости» (Житие. 1993. С. 7). Одно время, тяготясь постоянным наплывом народа к старцу, послушник хотел оставить Оптину и уйти на Афон. Старец, провидев это намерение, рекомендовал И. никогда не покидать обитель. 15 апр. 1864 г. И. был пострижен в рясофор, 16 июня 1872 г.- в монашество с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. 9 дек. 1877 г. рукоположен во диакона, 1 окт. 1884 г. в Шамординской жен. общине (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы монастырь) во время торжественной литургии по случаю ее учреждения - во иерея.

Прп. Амвросий провидел в И. своего преемника в старческом служении и мн. учеников отправлял к нему за советами. Слова И. часто совпадали с рекомендациями старца. По свидетельству прп. Амвросия, И. во время тяжелой болезни в 1888 г. сподобился посещения Божией Матери, Которая сказала ему: «Потерпи, любимче мой, немного осталось». 14 февр. того же года он был пострижен в схиму. После выздоровления И. настоятель Оптиной пуст. прп. Исаакий (Антимонов) назначил его помощником старца Амвросия, с тех пор И. стал исповедовать верующих. Старец Амвросий был очень рад этому и многим говорил: «Теперь у нас новый духовник». Летом 1888 г. И. по благословению старца отправился в Киев, проездом посетил Борисовский Тихвинский монастырь. Летом 1890 г. о. Амвросий уехал в Шамординскую обитель и благословил И. перейти в его келью в «хибарке» в скиту. 4 окт. 1891 г., за неск. дней до кончины прп. Амвросия, И. ездил к нему на последнюю исповедь. В день погребения старца 15 окт. того же года Калужский еп. Виталий (Иосифов) наградил И. набедренником.

Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 2010 г. Иконописец А. Н. Яшина (частное собрание)Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 2010 г. Иконописец А. Н. Яшина (частное собрание)

После кончины прп. Амвросия И. был утвержден духовником Шамординской общины, во время Петровского и Успенского постов ездил в эту обитель, но никогда не оставался на ночлег. Мн. чада прп. Амвросия доверяли И. как старцу. Он принимал посетителей в скиту в той же келье, что и прп. Амвросий, и поддерживал в ней ту же обстановку. У изголовья кровати стоял большой портрет прп. Амвросия. И. старался подражать учителю в поступках и решениях, никогда не проводил время в праздности. С 8 часов утра начинался прием посетителей; после трапезы был небольшой отдых; с 14 до 20 часов опять был прием, к-рый часто затягивался и до более позднего времени. Летом после обеда старец общался с посетителями, принимал всех без различия, произносил небольшие наставления, кратко отвечал на вопросы, но сам не задавал вопросов. И. отличался прозорливостью, в его первых словах, считали посетители, выражалась воля Божия. Иногда люди не могли принять советов старца и просили снисхождения к своим немощам, И. уступал просьбам. С 1886 г. И. вел переписку с духовными чадами. Он подписывал каждое письмо, записанное рукой письмоводителя, в нек-рых случаях делал краткие приписки, сохранилось неск. писем-автографов И.

Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)Прп. Иосиф (Литовкин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)

В кон. 1893 г. в связи с болезнью прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова) братским духовником Оптиной пуст. по представлению настоятеля и по общему желанию братии стал И. После кончины прп. Анатолия 19 марта 1894 г. И. был утвержден в должности скитоначальника и братского духовника. В 1899 г. по его инициативе было запрещено единственное в году посещение скита женщинами 7 сент., в день памяти старца Макария. Он объяснил, что это было желание старца Амвросия и Самой Царицы Небесной. И. активно сотрудничал с ж. «Душеполезное чтение». Как и прп. Анатолий, он отправлял в редакцию подборки писем старца Амвросия, а также предоставил для публикации «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архим. Исаакия», составленный архим. Агапитом (Беловидовым) (1898. Ч. 3. № 12. С. 619-635; 1899. Ч. 1. № 1. С. 165-170; № 2. С. 223-231; № 3. С. 452-466; № 4. С. 639-647; Ч. 3. № 5. С. 3-19), и свои сочинения: «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни», «Можно ли, и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных? (Ответ на письмо, полученное из-за границы от русской православной, состоящей в замужестве за протестантом, и по поводу отлучения графа Толстого)». В ж. «Русский инок» были опубликованы несколько писем И. к послушнику Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Константину Шарапову (1910. Вып. 1. С. 15; Вып. 3. С. 11-12; Вып. 4. С. 16-17; Вып. 8. С. 18; Вып. 11. С. 26). В 1899-1908 гг. по благословению И. готовилось 3-е, исправленное и дополненное издание исторического описания Иоанно-Предтеченского скита, но оно не было завершено. В 1901 г. И. посещал вел. кн. Константин Константинович.

Во время болезни настоятеля Оптиной пуст. архим. Досифея (Силаева) братия высказала пожелание, чтобы именно И. занял настоятельскую должность, однако он из-за болезни и по смирению уклонился от предложения. Вскоре он стал освобождаться от тех должностей, которые занимал в скиту. Прп. Варсонофий (Плиханков) был назначен в 1903 г. братским духовником, в апр. 1906 г.- исполняющим обязанности скитоначальника, 29 июня 1907 г. утвержден в должности. И. снял с себя также обязанности духовника Шамординского монастыря. В окт. 1910 г. гр. Л. Н. Толстой ушел из Ясной Поляны и, по свидетельству сестры мон. Марии (Толстой), собирался встретиться с И., однако не решился войти в скит. 4 нояб. того же года по распоряжению Святейшего Синода И. должен был направиться на станцию Астапово к умирающему Толстому для духовной беседы в целях примирения с Церковью. Старец отвечал, что болен, но готов исполнить послушание и ехать. Однако после консультации с Синодом к писателю был отправлен прп. Варсонофий.

Прп. Иосиф (Литовкин). Портрет. ХХ в. (келия прп. Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пуст.)Прп. Иосиф (Литовкин). Портрет. ХХ в. (келия прп. Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пуст.)

Сохранились свидетельства учеников о непростых отношениях между И. и прп. Варсонофием. В частности, послушник Николай Беляев (см. прп. исп. Никон), духовный сын старца Варсонофия, писал: «К Батюшке был нерасположен скитоначальник о. Иосиф, будучи раздражаем по действу диавола другими. Зная это, я спросил Батюшку: «Как же Вы относились к о. Иосифу?» - «Я относился к нему как к своему начальнику, на все безусловно брал от него благословение: например, выйти из скита, и прочее. Я только перестал открывать ему помыслы, а стал открывать их о. Венедикту, и то решился на это не иначе, как с благословения о. Иосифа. Я веровал, что через него, как через поставленного на сие место, действует благодать»» (Дневник послушника Николая Беляева. 2004. С. 279). Келейник И. иеродиак. Зосима (Амелин) вспоминал, что незлобие И. «было так велико, что не только никто не слышал от него жалобы, но даже, когда другие высказывали справедливое негодование, старец кротко говорил: «Нет, ничего, мне хорошо». Однажды келейник передал уже больному старцу, что о нем нехорошо отзывался скитоначальник. И. ответил смиренно: «Осуждать его не следует, это не он делает, а враг; а за него надо молиться» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 319. Ед. хр. 13. Л. 99). Любимой книгой И. было «Добротолюбие».

Рака с мощами прп. Иосифа Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст.Рака с мощами прп. Иосифа Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст.

В 1911 г. старец заболел острой малярией, при слабости сердца надежд на выздоровление не было. 12 мая 1911 г. И. был погребен в склепе рядом с могилами преподобных Макария и Амвросия.

Краткие жизнеописания и статьи об И. были написаны учениками и опубликованы сразу после его кончины. Наиболее подробный «Очерк жизни старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Иосифа» составила некая насельница Шамординского мон-ря. В 1915 г. близкий ученик старца Г. Никольский написал в МДА канд. диссертацию «Оптинский старец Иосиф: (Его жизнь и нравственный облик)» (РГБ ОР. Ф. 172. К. 319. Ед. хр. 13), причем жизнеописание И. он излагал в связи с историей старчества. 20 июня 1916 г. на заседании собора старшей братии Оптиной пуст. (журнал № 483) иером. Моисею (Доброхотову), согласно его собственной просьбе, было поручено начать сбор материалов для жизнеописания И. (Там же. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26. Л. 47-47 об.). Подготовка к изданию писем старца была начата сразу после его кончины, на это указывают сохранившиеся рукописи с многочисленными редакторскими пометами, а также проводившаяся работа по сбору и систематизации писем. Однако до 1917 г. полное жизнеописание И. и собрание его писем так и не вышли. В 1998 г. часть писем И. была опубликована в брошюре «Прошу тебя отеческим гласом». В 2005 г. вышло полное собрание писем И., подготовленное по рукописным источникам; в сборник вошло более 700 писем к 46 адресатам из различных мон-рей.

26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Мощи И. были обретены 16 окт. 1988 г. и до 10 июля 1998 г., когда состоялось обретение останков большинства Оптинских старцев, почитались как мощи прп. Амвросия. К 2011 г. мощи И. почивают в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пуст., ежедневно перед ними служатся молебны и акафист.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 172. К. 319. Ед. хр. 13-15; Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26; К. 65. Ед. хр. 9-39; Ф. 214. Опт.-307-1, Опт.-367, Опт.-400-2; Ф. 217. К. 5. Ед. хр. 4; Ф. 862. К. 42. Ед. хр. 6; Шуйский ист.-худож. и мемориальный музей. Ф. 8. Оп. 1. Ед. хр. 2577/4; Оп. 2. Ед. хр. 2914/52-53.
Соч.: Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст. // ДЧ. 1898. Ч. 1. № 1. С. 157-162; Можно ли, и как можно правосл. христианам молиться за христиан неправославных?: (Ответ на письмо, полученное из-за границы от рус. православной, состоящей в замужестве за протестантом, и по поводу отлучения гр. Толстого) // Там же. 1901. Ч. 3. № 11. С. 320-333; Прошу тебя отеческим гласом: (Письма прп. Иосифа Оптинского и восп. о нем) / Сост.: З. Афанасьева. М., 1998; Душеполезные поучения прп. оптинских старцев: В 2 т. / Оптина пуст. [Козельск], 2000. Т. 1. С. 671-675; Собрание писем Оптинского старца Иосифа / Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2005; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления / Оптина пуст. [Козельск], 20082. С. 333-343.
Лит.: С. У. В. Т. Путешествие учеников Мещовского ДУ в Оптину пуст. // ДЧ. 1901. Ч. 3. № 10. С. 367-396; Ераст (Вытропский), иером. Оптинский старец иеросхим. о. Иосиф († 9 мая 1911 г.): [Некр.] // Там же. 1911. Ч. 2. № 6. С. 109-113; Поселянин Е. Оптинский старец Иосиф // Сельский вестн. 1911. № 126; Надгробное слово на погребение приснопамятного старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа: Произнесено в Божеств. Литургии в Введенском соборе Оптиной пустыни 12 мая 1911 г. [Козельск], 1911; Из жизни оптинского старца иеросхим. Иосифа: (Убогая лепта духовного сына памяти незабвенного отца). М., 1911; Очерк жизни старца Оптиной пуст., иеросхим. Иосифа. [Шамордино], 1911. Джорд., 1962; Фудель И., прот. Памяти старца о. Иосифа // Моск. вед. 1911. № 120. С. 2; Житие оптинского старца Иосифа / Оптина пуст. [Козельск], 1993; Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Оптинский патерик / Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 129-139; Каширина В. В. Обращения в духовных письмах прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина) // Рус. речь. 2007. № 3. С. 86-87; Преподобные оптинские старцы. [Козельск], 20082. С. 313-333; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. / Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2.
В. В. Каширина

Гимнография

Богослужебное последование И. включает: отпустительный тропарь 3-го гласа: «Яко к Божественней чаше утешения...»; кондак 3-го гласа: «Кротостию и незлобием украшен быв...»; канон 5-го гласа с акростихом «Чашу нерастворену сладкого вина пою», ирмос: «Пешешествуя Израиль непроходимую стезю...», нач.: «Чистительный смысл подаждь в Слове»; акафист с рефреном: «Радуйся, Иосифе, Матери Божия любимче Блаженный».

Ист.: Рукописи. Архив Оптиной пуст.

Иконография

Прп. Иосиф (Литовкин). Роспись трапезной Оптиной пуст. 1990 г. Мастер Л. Н. ШархунПрп. Иосиф (Литовкин). Роспись трапезной Оптиной пуст. 1990 г. Мастер Л. Н. Шархун

Сохранилось более 10 фотографий И. одного или в кругу монастырской братии кон. XIX - нач. XX в. (архив Оптиной пуст., частные собрания в России и за рубежом). Так, на фотографии (между 1894 и 1898) он сидит в центре в 1-м ряду, рядом с прп. Варсонофием (Плиханковым) (частное собрание; см.: Летопись скита. 2008. С. 202). Чаще всего старец запечатлен в простом подряснике и скуфье, на др. фотографиях - в мантии и клобуке, в руках неизменно держит четки.

Известны неск. живописных портретов И., выполненных художниками-любителями, вероятно, на основе его фотографий. В кон. XIX - нач. XX в. был написан портрет, на к-ром преподобный изображен поколенно, фронтально, в сером подряснике, препоясан ремнем, в темной скуфье; охристый фон высветлен в верхней части вокруг головы. Происхождение портрета неизвестно, в 70-х гг. XX в. он был передан из Патриарших покоев ТСЛ в ЦАК МДА (Духовные светочи России. С. 241. Кат. 221). Близкий по типу портрет И. хранится в Оптиной пуст. (10-е гг. XX в., келья прп. Амвросия Оптинского в Иоанно-Предтеченском скиту). Святой запечатлен на фоне пейзажа с голубым облачным небом, правой рукой опирается на палочку-посох, в левой, согнутой в локте руке держит четки. Др. портрет, парадного характера, представляет И. вполоборота вправо, сидящим возле покрытого скатертью столика, в темной рясе и в клобуке, с золотым наперсным крестом; в левой руке, лежащей на книге,- светлые четки (1-я пол. XX в.; Оптина пуст.). Внешность И. на портретах соответствует облику на фотографиях: у него улыбающееся просветленное лицо, прищуренные глаза, широкий нос, седая, сужающаяся книзу и разделенная на 2 или неск. прядей борода.

Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец инок Артемий (Николаев) (ризница Оптиной пуст.)Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец инок Артемий (Николаев) (ризница Оптиной пуст.)

На сев. стене братской трапезной Оптиной пуст. написан большой по размеру ростовой живописный портрет И. и прп. Варсонофия в темных тонах (1990, Л. Н. Шархун). Старцы представлены в рост, И.- вполоборота вправо, облачен в рясу, мантию и клобук, правой рукой опирается на посох, в левой держит четки.

В графике образ И. встречается среди изображений Оптинских старцев 50-60-х гг. XX в., нарисованных мон. Марией (Добромысловой). Известны совр. графические портреты святого на основе его фотографий (все в Оптиной пуст.).

Преподобные Амвросий и Иосиф Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. ЗахаровПреподобные Амвросий и Иосиф Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров

Единоличные иконописные образы И. были созданы к его местному прославлению в Соборе Оптинских старцев. Первая ростовая икона-пядница написана А. Николаевым (впосл. мон. Евграф; 1996, ризница Оптиной пуст.; Оптина Пустынь. 1997. С. 21). После обретения мощей И. мон. Евграфом выполнен большой образ преподобного в рост на его раку в ц. Владимирской иконы Божией Матери. На иконах И. пишется в монашеском облачении (рясе, мантии) и в клобуке, иногда в епитрахили или схиме, на груди - наперсный крест, правой рукой благословляет, в левой держит четки (среди Оптинских старцев И. чаще всего изображается с четками), посох или свиток с цитатами из его поучений. У него узнаваемое лицо с сужающейся и разделенной на конце бородой, характерный нос. Существуют поясные варианты его изображений, напр. образ письма А. Н. Яшиной (2010, частное собрание).

Образ И. (преимущественно в рост) включен в росписи храмов Оптиной пуст. Иконописцем Ю. Н. Захаровым написаны фигуры И. на св. воротах Иоанно-Предтеченского скита (2001; на свитке текст: «           ») и на св. воротах Оптиной пуст. (2006, техника альсекко). В Казанской ц. на сев. стене между окон находится изображение И. с преподобными Амвросием и Иларионом Оптинскими; в руках свиток с изречением святого: «       » (2004, мон. Мария (Левестан)). Над ракой И. помещена композиция «Явление Божией Матери прп. Иосифу в болезни» (2000, Н. А. Устинова). И. изображен в келье, лежащим на одре (в схимническом облачении, с четками в руках), слева - Богоматерь, протягивающая к нему руки; изображение сопровождается надписью: «                         ». Образ И. представлен на фресках в алтаре Владимирской ц. (2005, инок Алипий (Подковырин)), в ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита (в арке между столбами; 2010, А. А. Патраков) и в ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе (подворье Оптиной пуст. в Москве; В. Харламов).

В композиции «Собор Оптинских старцев» И. изображен, как правило, в левой части, позади преподобных Моисея и Амвросия Оптинских. Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. (Введенский собор Оптиной пуст.). К прославлению Оптинских старцев иконография разработана Т. А. Мушкетовой (Смирновой) в 1996 г. (Владимирская ц. мон-ря) и позднее (ц. св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни), в 1997 г. игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Димитрием Ермолаевым для Казанской ц. Неск. подобных образов исполнено в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писались также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Изображение И. (голова не покрыта, десница на груди) без индивидуальной разработки образа имеется на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, к-рая была создана к общецерковной канонизации Оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ.

Лит.: Оптина Пустынь: [Буклет] / Оптина пуст. [Козельск], 1997. С. 21; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. / Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. С. 197, 202, 204, 216, 240, 276.
Э. П. И.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
  • ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых)
  • АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)
  • АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
  • АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.)
  • АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
  • АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
  • АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)
  • АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев )
  • АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
  • АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
  • АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)